Одна из декабрьских встреч с Пайлотом Баба джи состоялась в ОМ-кафе на Арбате, куда были приглашены московские журналисты. Баба джи прибыл на пресс-конференцию вместе со своим русским учеником и переводчиком Ранганатхом Гири. Выдержки из пресс-конференции, которая превратилась в теплую, искреннюю беседу приводятся ниже.
Пайлот Баба джи: Последние сорок лет я занимаюсь духовной помощью этому миру. Путешествуя много лет по Гималаям, я встречался с великими святыми далекого прошлого и настоящего. Провел множество аскез и практик. Пятнадцать лет назад я вернулся в мир и стал путешествовать, распространяя учение йоги — для тела, ума и души. Я осознал, что самая главная мистерия в этом мире — наше истинное Я (Атма).
Наш ум — это аппарат для приключений, но самое увлекательное из них — путешествие к своему истинному Я. Люди имеют все в этом мире, кроме реального мира, покоя и настоящей любви. Постоянные физические и ментальные страдания — вот то, что мы имеем (на самом деле). Если вы хотите устранить это из своей жизни и жизни людей, вы можете практиковать йогу, потому что йога — великая наука. У нее есть особое послание для тела, ума и души. Современные люди познали все на свете, кроме одного: кто они есть на самом деле. Поэтому они и пребывают в сомнениях: что такое Истина? Что такое реализация? Что такое просветление? Люди не знают этого — вот почему они несчастливы.
В мире существует множество духовных и политических организаций. В основном все они работают с ментальностью, но только немногие по-настоящему работают для души. Поэтому очень важно понять — кто вы есть: тело, ум или душа? Я хочу помочь людям в познании того, что они не есть тело, не есть ум, что они за пределами тела и ума. Надо попробовать открыть это, для того, чтобы жизнь на земле преобразилась. Перейти за пределы этого. Если вы выходите за пределы собственного ума, то вы приходите туда, где царит глубокая тишина.
Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь людям увидеть свое истинное Я (Атму), стать великими в этом мире — великими внутри своей души. Пожалуйста, постарайтесь постичь свою душу.
Баба Джи, скажите, пожалуйста, несколько слов о предстоящей Кумбха-Меле.
Пайлот Баба джи: В 2010 г. состоится Маха-Кумбха-Мела в Харидваре. Это крупнейший фестиваль йоги, и я собираюсь провести там ягью. Я всегда принимаю участие в этих праздниках, и теперь приму самое активное участие. Кумбха-Мела должна состояться в феврале-марте 2010 года.
(Пилот Баба является одним из организаторов Кумбха-Мелы — прим. ред.)
Как могло произойти такое — теракты в Мумбае?
Пайлот Баба джи: Борьба за власть и влияние — вот что это такое. И это может случиться везде, потому что в мире существует ненависть, не только любовь. Борьба этих двух сил не прекращается.
Есть ли способ избежать 3-й мировой войны?
Пайлот Баба джи: Война — это состояние ума, пребывающего в двойственности. Ум оперирует двумя противоположностями, позитивом и негативом, потому что особенность ума — постоянная борьба противоположностей. Поэтому во внешнем мире мы и наблюдаем проявления этой борьбы. Следовательно, нужно успокоить ум и начать работать с сердцем. Открыть сердце, привести его к Господу, освободить в нем любовь ко всем без исключения, вне зависимости от того, кто это — мой, чужой, хороший, нехороший. Только так можно покончить с войной. Если все мы, невзирая на религии, откроем свои сердца Богу, то войны прекратятся и наступит долгожданный покой. До тех пор, пока мы будем делать это с помощью ума, а не сердца, проблемы будут оставаться.
Получается, что для объединения людей нужно придумать одну общую религию, одного Господа?
Пайлот Баба джи: Ум с этим никогда не согласится. По сути, Господь един — это истина. Не бывает два Бога или три Бога. Бог — один. Но ум придумал множество богов. Поэтому надо научиться работать не через ум, а через сердце. Открыть любовь, сострадание, и тогда не понадобится придумывать множество богов — своих и чужих. Все соединится в божественной любви и сострадании. Уму никогда не под силу решить такую задачу.
Вы говорите об открытии сердца. Но проблема в том, что как только ты это делаешь, туда постоянно кто-то пытается… нагадить. И когда такое происходит, ты уже хочешь закрыть свое сердце. Как защитить себя?
Пайлот Баба джи: Если сердце открыто — то это можно сравнить с открытой дверью в Божественное. А истинно открытое сердце не может быть открыто для кого-то или для чего-то, оно открыто для всего и для всех. Тогда любовь становится настоящей и сострадание становится настоящим. Никаких ожиданий и никаких желаний.
Что вы в этом аспекте можете сказать об отношениях мужчины и женщины?
Пайлот Баба джи: Это отношения привязанности. Это не есть истинная любовь. Если бы это была истинная любовь, она бы никогда не кончилась, никогда не разрушилась, не было бы так много разводов и проблем. Но в привязанностях сначала любят, потом ненавидят, сначала женятся, потом разводятся. Любовь, как океан, принимает в себя все реки земли, без исключения.
Скажите, пожалуйста, несколько слов о проблемах морали — важности ямы-ниямы.
Пайлот Баба джи: В лекциях я часто подчеркиваю, что многие практикующие занимаются йогой, не уделяя должного внимания яме-нияме. Если мы их не практикуем, то наша садхана не может быть успешной. Когда же мы уделяем яме-нияме большое внимание и продолжаем практиковать йогу, то со временем достигаем такой высоты и чистоты сознания, что вопросы морали уже перестают существовать. На том уровне уже нет понятия морали, но чтобы достичь этого уровня, надо обязательно следовать яме-нияме.
Как происходит дикша — инициация у мастеров?
Пайлот Баба джи: Говорить обо всех учителях я не буду, но во время своих инициаций я использую энергию солнца. Призываю солнце в свидетели; у человека, при этом, остается свобода в принятии решения; я пытаюсь убрать нехорошую карму ученика, используя силу солнца. Таким образом, у него появляется возможность настоящего духовного роста. Но если ученик не готов, если нет отдачи, смирения, восприимчивости к очищающей энергии, то гуру тут ничего не может поделать. Готовность, восприимчивость ученика — одно из главных условий. Гуру всего лишь мост, который ведет к берегу реализации. Сам гуру не делает реализацию за ученика. Если ученик хочет стать пусть даже целым Универсумом, он может погрузиться в себя и постичь свой глубинный источник, т.е. соединиться с высшим Я. В этом его выбор.
А как гуру определяет готовность ученика к следующему посвящению? Какие посвящения вы даете — сперва одна мантра, потом другая?
Пайлот Баба джи: Мантра не меняется. Существует Санскара-дикша, во время которой происходит очищение или изменение самскар, или кармы ученика. Существует также Санкальпа-дикша, которая работает с намерением человека, после чего его намерение становится более могущественным. Затем есть Самадхи-дикша. Ученик, благодаря ей получает возможность выйти за пределы (ума, перейти от трансформации к) трансцендентальности. Но Гуру-мантра при этом не меняется. В ней сокрыта реализация ученика, в ней содержатся все уровни сознания и просветления.
Продолжаете ли вы писать книги? Чему они будут посвящены и на какую аудиторию рассчитаны?
Пайлот Баба джи: Я сейчас готовлю большую книгу, объемом в 800 страниц. В ней говорится об учениях, скрытых в Гималаях, о том, что хранится там, и что это может дать человечеству. В книге также будут затронуты и вопросы практики.
Я собираюсь начать в 2009 году преподавать 40-дневный курс в своем ашраме: кайя-кальпа для тела, ума и трансцендентного перехода. (Кайа-Кальпа — метод омоложения тела и ума человека, благодаря которому можно прожить 144 года — прим. ред.).
Что значит «выйти за пределы всего»?
Пайлот Баба джи: Это означает следующее: стать самим собой, своим высшим Я. В самадхи вы раскрываете все, выходите за пределы этого существования — вы есть начало и конец, созидание и разрушение. Именно это вы постигаете в самадхи. Самадхи само по себе и есть выход за пределы. Уму это не под силу. Только практикующий, который отбросил ум, может это постичь. Все мирское, всевозможные организации, науки — сконцентрировано на уме, но необходимо выйти за пределы ума.
Йога — путь за пределы ума. Существует как эволюция, так и деволюция. Эволюция — открытие мира и самого себя (своей личности). Я называю это внешним путешествием и внутренним путешествием. Отправляясь во внутреннее путешествие, вы реализуете свою истинную природу (бытие). Если же вы отправляетесь во внешнее путешествие, то вы встретите много разных миров и существ. Хорошо познав их, вы можете в конце-концов это отбросить и обратиться ко внутреннему путешествию.
Что есть любовь?
Пайлот Баба джи: Истина есть любовь.
Как люди должны выбирать Путь?
Пайлот Баба джи: Конец любого пути, по которому вы следуете, есть Истина. Поэтому ваша вера (в то что вы делаете) необходима, без нее невозможно осуществить такое долгое путешествие. Йога — короткая дорога к Истине, остальные пути — более длинные, но, тем не менее, все они заканчиваются в океане одной Сущности (непосредственного Бытия).
Теряет ли при этом человек свою индивидуальность?
Пайлот Баба джи: Ни одна река не теряет своей индивидуальности в океане, растворяясь в нем. Она может быть растворена, но источник, оригинал, не исчезает.
Существует ли окончательное исчезновение?
Пайлот Баба джи: Когда-то произошло отделение от Космического (Самашти) Сознания личностного (Вьяшти) сознания, и оно сохраняется все время, даже попадая в самадхи, даже переживая конец света (есть несколько разновидностей конца света) — все равно, пусть и через огромный промежуток времени, индивидуальное сознание не утрачивается.
Где живут великие души, после оставления физического тела?
Пайлот Баба джи: Существуют разные уровни сознания. Есть Сиддха-лока, Шангрила и другие. Тысячи и тысячи великих душ живут в таких местах.
Есть два направления движения — нисхождение и восхождение. Нисхождение заняло многие миллиарды лет. Следовательно, восхождение также займет некоторое время, но оно будет постоянным.
Вайкунтха, например,это небеса, райское место, в котором живут души великих святых; она была создана для любви и сострадания. Однако выше этой локи находится Сиддха-лока. В Гималаях есть много мистических мест, связанных с этой локой.
Что вы скажете о жутких сценариях, прогнозируемых на 2012 год?
Пайлот Баба джи: Ничего не случится. Это ошибка. Будут происходить хорошие вещи, а не плохие. Недавно в Бангалоре проходила большая конференция, посвященная предсказаниям, и я там заявил во всеуслышание, что это ошибка и те, кто предсказывают конец света, только вносят сумятицу в умы людей и мешают их развитию. Мы еще не достигли точки разрушения. Да, природа меняется, климат меняется, но глобальной катастрофы не предвидится. Локальные проблемы есть и будут, но конца света не предвидится.
Изменения никогда не закончатся. Юги сменяют одна другую, изменения пронизывают все, но есть выход за пределы изменений — трансценденция.
Науки и религии создают страх, для того, чтобы использовать нас. Мы можем освободить себя от страха, только вернувшись к (истинному) себе. Освободиться в миру от страха невозможно, это можно сделать только погрузившись в себя. Таким образом, будет создана (вы окажетесь в) новая прекрасная вселенная. Только хорошие вещи будут происходить в ней, только творчество будет наполнять ее.
Но когда человек погружается в себя, возникает чувство одиночества. Как с этим быть?
Пайлот Баба джи: То, о чем я говорю, не есть путешествие в одиночество, это путешествие в абсолютное одиночество. Остаетесь только вы и ваше истинное Я.
Обучаете ли вы своих учеников адвайте?
Пайлот Баба джи: Адвайта есть единство. Я не обучаю философским системам, я обучаю медитации. В том смысле, что все едино и все есть Атман — да, обучаю.
2010г.